Материалы

    "Рим устал от своего величия и просто уснул на своих холмах. С иронией и легкой усмешкой он смотрит на Париж и Лондон.
     Никогда не было и уже не будет такой мощной, вседовлеющей и всеобъемлющей цивилизации, каковую  представляла Империя периода расцвета. Вдумайтесь только: две тысячи лет назад здесь стоял и процветал двухмиллионный город с роскошной архитектурой, банями, канализацией, школами, театрами, храмами… Здесь мерным шагом проходили владыки мира - вечные солдаты вечных легионов. До сих пор история Европы - это бег с повернутой назад головой, ибо они не достигли и не достигнут интеграционной мощи этой державы. Самый Божественный промысел явил и сохранил Рим, чтобы в Августовом спокойствии и мире к нам явилась Пречистая Дева и Спаситель. Рим просто уснул и его сон лучше любой яви».

Валерий Костромин,  Россия 

Колизей 

Колизей в Риме представляет собою эллипс, середина которого занята ареной. Длина наружного эллипса равняется 524 метрам, большая ось - 188 метрам, малая ось - 156 метрам. Это - абсолютный рекорд. Второй в мире по величине амфитеатр, имени Марка Антония Гордиана, находится в Тунисе; и его эллипс - «лишь» 425 метров. Внутри римский Колизей не менее впечатляющ. Длина его арены - 86 метров, ширина - 54 метра; высота стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он вмещал около 50 тысяч зрителей (а упомянутая выше достопримечательность Туниса - только 30 тысяч). 

катра

Колизей
панорама

 На каждую арку между средним и верхним ярусом Колизея приходилось по одной статуе, потолки украшала разноцветная штукатурка, а на наружных стенах были закреплены бронзовые украшения.  

В римском Колизее было 76 входов для публики и еще несколько - для императора, знати и гладиаторов. Притом спроектировано все было таким образом, чтобы зрители могли разойтись за пять минут.  

И хотя такой колосс был возведен сравнительно быстро, всего за 8 лет,  его создатель – Веспасиан - не дожил до дня торжественного открытия. Первых зрителей новый амфитеатр принял уже при правлении римского императора Тита, наследника Веспасиана. В праздничных игрищах по этому поводу, без перерыва длившихся 100 дней, принимало участие 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей...

Мало того: технологии тех лет позволяли заливать арену водой, при этом глубина достигала нескольких метров. Вода доставлялась по системе водопроводных каналов, которые были проложены под ареной. И вот на этом импровизированном озере, помимо гладиаторских и прочих сухопутных боев, устраивались еще и водные сражения с участием галер.

 Ватикан  

           Ватикан - самое маленькое государство в мире, с общей площадью в 0,44 квадратных километра и общей длиной государственной границы в 3 километра. «Граница» в данном случае - достаточно символическая: это нарисованная на брусчатке белая линия по внешнему периметру площади Святого Петра, а также оборонительная стена, построенная в XVI веке для предотвращения незаконных пересечений. Собственно, такой же стеной огорожен любой монастырь или бастион. Нет на входе в Ватикан и пограничников с паспортным контролем; зато есть некий дресс-код. Поскольку Ватикан все-таки религиозное государство, посетителям подобает выглядеть скромно и прилично (то есть никаких шорт или декольте). А в остальном Ватикан с его величественными памятниками является гармоничной частью общего списка многочисленных достопримечательностей Рима.

катра

 Ватикан

панорама

панорама

         Несмотря на свою крохотную территорию, Ватикан владеет баснословными сокровищами. Они накапливались постепенно, но со временем коллекции так разрослись, что остро встал вопрос о необходимости создания отдельных музеев. Теперь главные достопримечательности Ватикана - это бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Знаменитый собор Святого Петра в Ватикане - больше чем просто достопримечательность. Это его сердце, это символ католичества и до недавних пор - самый большой христианский храм в мире. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров, в том числе Рафаэль и Микеланджело. История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет. Ранее здесь находился холм Mons Vaticanus, что переводится с латинского как «место гаданий». В Древнем Риме это место считалось сакральным. Здесь находился «цирк Нерона», где безжалостный император мучил своих жертв. Здесь же принял смерть и был похоронен апостол Петр. А после прихода на эти земли христианства в 326 году над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина, что дало старт Папскому государству. Оно, в свою очередь, активно росло, заняв к концу XIX века большую часть Аппенинского полуострова. Но в 1870 году папские земли были захвачены Итальянским королевством. Римский папа тогда заперся на Ватиканском холме, объявив себя пленником. Лишь спустя шесть десятков лет удалось урегулировать политическое противостояние между правительством Италии и папством. Так в 1929 году  появилась суверенная территория Святого Престола- город-государство Ватикан.

           Собор занимает площадь около 23000 квадратных метров. Его высота составляет 133 метра, длина с портиком - 211,5 метра. Опирающийся на четыре мощных столба купол имеет внутри высоту 119 метров и диаметр 42 метров... Только недавно собор Святого Петра в Ватикане уступил пальму первенства по величине: в 1990 году его превзошел храм в столице африканского государства Кот-д'Ивуар. Но и эта, ныне крупнейшая христианская церковь в мире, возведена по образцу собора Святого Петра в Ватикане! 

 

Капитолийский холм  

          Известно, что Рим был построен на семи холмах. Один из них – Капитолийский. Именно здесь был Капитолий – здание сената, и здесь заседали римские сенаторы, решавшие судьбы Империи.
Здесь была масса языческих святилищ, память о которых осталась во всемирной истории. Вот некоторые факты истории.
В храме Юноны (в римской традиции ее часто называли Монета, что означает «Советчица») на Капитолийском холме чеканились деньги. Римляне их называли по имени богини – монета. Это слово дошло до наших дней. 

 Капитолийский холм

катра

панорама

         Со школьных времен  мы помним историю о том, как гуси спасли Рим. Эти самые гуси жили, кстати, при храме Юноны-Монеты.
На этой же горе императору Августу было видение Девы с Божественным Младенцем, Которому он посвятил алтарь.

   Сосредоточение всей власти, множества красивых строений и достопримечательностей, Капитолий с древних времен был олицетворением величия Рима. Здесь расположен храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому, именно отсюда пошло название «Капитолий», которое стало обозначением всей местности в целом.

            Капитолий, хоть и является самым небольшим из семи холмов Рима, но собрал на себе множество уникальных по своему значению строений. Здесь и прекрасная площадь Капитолия, которую строили по проекту самого Микеланджело, и потрясающей красоты дворцы. В центре всей композиции потрясает воображение конная статуя Марка Аврелия.

           Мостовую площади украшают оригинальные эллипсы и волюты, изготовленные по эскизам маэстро, а статуя привезена на площадь в середине 16 века. Есть мнение, что Микеланджело даже не предполагал, что именно эта грандиозная статуя станет центральным элементом.

         По кругу площади расположены огромные дворцы – Сенаторский, Новый и дворец Консерватории. В Эпоху возрождения площадь была реконструирована, а Новый дворец и дворец Консерваторов построены в 16 веке. Что любопытно – они похожи друг на друга как две капли воды. На входе в Сенаторский дворец выложены две живописные лестницы, поднимаясь по которым, ощущаешь всю грандиозность момента и величие этой достопримечательности Рима. Внутри здание оформлено потрясающими салонами, здесь Салон Знамен и Салон Колесниц, Зеленый салон и другие интересные декоры. Что касается двух других дворцов, в них на сегодняшний момент находятся Капитолийские музеи, экспозиции которых включают богатое собрание римских и греческих скульптур.

           У каждого холма несколько склонов, и каждый из них украшен великими зданиями, которые просто непозволительно стереть с лица земли. Так и Капитолий – неповторимая достопримечательность Италии – обрамлен строениями. Например, с его южной стороны расположены остатки храма Юпитера. Этот бог, по вере римлян, или даст сохранить Рим или полностью его разрушит. На фоне этих преданий церковь Санта Марии-ин-Арачели кажется совсем другой. Лестница, по которой можно попасть в нее, была построена неспроста, а в знак окончания чумы в 14 веке. Есть поверье, что где-то именно здесь обитали гуси, которые когда-то спасли Рим от врагов.

 

Пантеон   

ПАНТЕОН, древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля (совр. Кампо Марцио). Название сооружения греческое и означает «храм всех богов». Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX в. не существовало купола большего диаметра. Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам, отличается он и от известных круглых периптеров (например, от храма Весты на Римском форуме). Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое называлось Пантеоном, впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа (завершено в 25 до н.э.), однако оно сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э. В надписи на фасаде говорится, что храм был возведен Марком Агриппой, «избранным консулом в третий раз», откуда следует дата постройки – 27 до н.э. или немного позже. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено ок. 126г. н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.


катра

 Пантеон
панорама

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрытая полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м), представляет большое инженерное достижение античности. Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

    1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
           В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I. Пантеон – одна из вершин архитектурного мастерства римлян, наиболее полно выражающая их строительные и композиционно- эстетические принципы. Сооружение отличается исключительной монументальностью. Впечатление огромной силы, незыблемости и спокойной величавости определяется не только масштабами здания и всех составляющих его элементов, но прежде всего необычайной простотой основных объемов, их четкой пропорциональностью, «взвешенностью» и безукоризненностью выработки всех деталей внутренней отделки. 

           Многое в архитектуре Пантеона строится на сильном контрасте между очень простым и суровым внешним обликом и изумительной по совершенству внутренней отделкой. Вошедшего в храм поражает прежде всего раскрывающийся перед ним огромный зал, смелый разворот одетых в коричневато-охристые полированные мраморы стен и специфическое распределение света, проникающего в зал через круглое отверстие – «глаз Пантеона» - в зените купола. Поток света, направленный сверху вниз, создает ощущение глубокого и обширного пространства, оформленного посредством применения ордеров, совершенных по рисунку архитектурных деталей и скульптур». 

Замок Сант Анджело  

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник - Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу:на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его верши-не скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой.

Замок Сант Анджело

катра

панорама

      В мавзолее были установлены погре-бальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

           Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось. 

Фонтан Треви  

Одной из самых известных и мелодичных достопримечательностей Рима считается фонтан Треви. Неотразимое звучание и красота этого сооружения вдохновляло итальянских композиторов на создание своих музыкальных произведений.

              Фонтан был построен в 1762 году архитектором Николо Сальви при папе Клементе 12 и украшен разнообразными скульптурами школы Бернини. Гости города и туристы, которым довелось наслаждаться созерцанием фонтана, приходят в неописуемый восторг. Композиция имеет весьма внушительные размеры - 20 м шириной и 26 м высотой, занимает практически всю площадь, на которой он расположен.

катра

фонтан Треви

панорама

                 Вода поступает из чистейших ключей, расположенных в 13 км от Рима, по водопроводу, который действует с 1 века до нашей эры. Фонтан Треви возведен перед великолепным палаццо Поли. Величественный фасад дворца и роскошная пышность фонтана, примыкающего к нему вплотную, создают потрясающую картину.

              Общая композиция посвящена морской тематике: мифический герой в образе Нептуна на колеснице, выполненной в виде морской раковины и запряженной морскими коньками и тритонами. Расположенная за его спиной центральная ниша здания создает впечатление, что повелитель океана въехал через нее. Звенящие потоки воды грациозно струятся по остальным скульптурам и, бурно срываясь, обрушиваются на камни, создавая шум морского прибоя. В нишах, расположенных по бокам от Нептуна, находятся аллегорические фигуры, а сверху - барельефы.

                 Один из них изображает девушку, указывающую римским солдатам на источник, а точнее акведук, который и является поставщиком воды для столь грандиозного строения.

                Площадь ежедневно посещают тысячи гостей и туристов, чтобы увидеть это чудо архитектуры и одну из знаменитейших достопримечательностей Италии. Одни просто наслаждаются фонтаном и вкусом его чистейшей ключевой воды, однако другие верят в предание, которое гласит, что если бросить в него монету и загадать желание: вернуться сюда еще раз – это обязательно сбудется. Еженедельная «чистка» (сбор монет со дна под присмотром полиции) фонтана приносит сумму, иногда достигающую 10-11 тысяч долларов, которые передаются на благотворительные цели.

              В свое время композитор Отторино Респиги сказал, что фонтаны Рима - это его мелодичные голоса, а величественный Треви - непревзойденный солист столицы.

 

 

Вилла Абамелек

 

Вилла Абамелек, расположившись на римском холме Джаниколо, является одним из самых красивых и богато насыщенных историей дипломатических представительств России. Принадлежавшая с конца XIX века выходцам из Российской Империи, перешедшая во владение Советской России, ныне являющаяся посольской резиденцией, она бережно сохраняется российскими дипломатами. 

Вилла Абамелек расположена недалеко от Ватикана, где находится могила апостола Петра. Поэтому прилегающая к Ватикану территория с давних времен использовалась для христианских захоронений. На территории виллы, изобилующей катакомбами,  погребены два предполагаемых тюремщика Святого Петра – Процесс и Мартиниан, впоследствии покаявшиеся.  

В эпоху Позднего Средневековья этот район подвергался серьезной опасности набегов и захватов. В целях защиты мест проживания и отправления религиозного культа паломников строились башни, некоторые из которых вписались в здания последующих веков. Так произошло и с башней, включенной в Обитель Муз, или Театр.  По документам ХХ века она носит название Драконовой башни.  

Заглянем в Домик Бельведер, ставших одним из первых строений на территории виллы.  Домики XVIII века, реставрированные в 1909-1912гг. Винченцо Моральди.  Сегодня это жилые дома для сотрудников Посольства России в Италии. Ландшафтный парк по проекту Андреа Бузири Вичи  манит прогуляться по своим дорожкам и потайным тропинкам, посыпанными гравием.

 

Обитель Муз, или Театр. Именно здесь происходят самые торжественные события в жизни выпускников – Посол России в Италии вручает им аттестаты о среднем образовании. Затаив дыхание, пройдемся по этому уникальному дворцу.  

Сегодня вилла носим имя своего последнего хозяина, князя Семена Абамелек-Лазарева, богатейшего человека в России XIX века, археолога и щедрого мецената. Его пребывание на Яникульском холме продолжает традиции проживавших здесь до него обитателей: привносить обычаи и традиции своей страны и культуры. Он продолжил собирать на вилле произведения искусств предшествующих эпох, занимался археологическими раскопками. И сегодня вилла Абамелек представляет собой великолепный образец итальянских поместий с русским национальным своеобразием.